Свадебный букет: История букета
В течение веков люди собирали букеты, это отражало сильное желание человека творить и его любовь к цветам. Наверное, каждый из нас помнит свой первый «букет» — цветы, сорванные в сельской местности и, как нам тогда казалось, произвольно собранные в самый прекрасный букет! Цветы как чистая красота и способ выражения чувств были и остаются частью человеческого существования. Об этом говорят многочисленные свидетельства цивилизаций Месопотамии и Египта. Но мы знаем, что даже и в жизни более древних народов Африки цветы играли существенную роль. С течением времени появлялись всевозможные виды работ из цветов с изысканной цветовой гаммой и в разных техниках. И среди них было много букетов, однако, букет, который мы знаем сейчас, берет свое начало в эпоху Ренессанса. Слово «букет» происходит от французского «bosquet» и означает «роща, лесочек». То, как цветы использовались и используются по сей день, и то, как они располагаются в букете, является результатом влияния многих культур. Чтобы показать историю возникновения букета, варианты стилей, развитие использования и техники сборки букетов, мы предпримем с вами путешествие по истории, которое и в наши дни может одарить вдохновением. Веками цветы сопровождали жизнь человека и отражали развитие и изменения в жизни людей. Согласно археологическим находкам в Восточной Африке, датируемым эпохой Палеолита, цветы собирали и использовали в качестве траурного подношения умершим для их последнего путешествия. Более широкое применение цветов впервые можно найти около 6000 лет назад в государствах Месопотамии между Евфратом и Тигром (современный Ирак), где правили священники и цари. В честь земных и небесных сил воздвигались фантастические дворцы и храмы, которые украшали цветами. Традиционными были венки и гирлянды, но можно было найти композиции, которые больше походили на букеты.

Первая известная форма букета берет свое начало в этих царствах, но впоследствии стала распространенной и в Египте. Букету придавали форму факела, в котором цветы располагали ярусами и перевязывали вокруг стебля папируса рафией или папирусом. Расположение цветов соответствовало их месту в религиозной иерархии, и самым главным был священный цветок — лотос. Лотос — символ Египта и дающего жизнь Нила, сам цветок с его желтым центром и лучеобразно расположенными лепестками — был символом бога солнца Ра. Кроме лотоса использовали и другие цветы, листья и плоды: розы, маки, фиалки, хризантемы, ветки и листья оливы, сельдерей, ирисы и различные дельфиниумы (перечислены в порядке места в религиозной иерархии). Однако эти цветы больше соответствовали по виду дикорастущим формам, чем культурным сортам, которые нам известны сейчас. Букеты были разных размеров и наряду с другими видами работ из цветов играли большую роль в религиозных церемониях, похоронах фараонов и знати, на официальных мероприятиях и даже в частной жизни людей, они, например, преподносились в подарок гостям. Когда фараон путешествовал со своим двором, цветы всегда заносились в список необходимых вещей. В те времена букеты никогда не ставились в воду, они рассматривались только как недолговечное произведение искусства. Такой тип букета можно было купить на рынках Египта и Ближнего Востока вплоть до первой половины XX века.

В древней Греции цветы, венки, гирлянды и простые маленькие букеты продавали на городских площадях. Уже тогда существовала профессия аранжировщика цветов, и одной из первых известных в истории «флористок» была Гликерия Греческая. Тогдашние букеты были по большей части маленькими и собирались из дикорастущих цветов, таких как фиалки, цветки оливы, но главное — из роз. И именно из тех времен берет начало разный подход к мужскому и женскому букету. Женщины предпочитали, чтобы в изделии из цветов было больше цветов и красок, а мужчины чаще всего ограничивались зеленью. Цветы использовались не только для прославления богов, политиков, воинов и олимпийских чемпионов, но и для выражения чувств — любви, счастья и траура. Когда ухаживали за девушкой, клали маленькие букеты у порога ее дома, о рождении детей объявляли с помощью маленьких венков или букетов: из оливы — для мальчиков, фиалок и роз — для девочек. Растением последнего этапа жизни — смерти — был кипарис. Символика растений и цвета имели для древних греков огромное значение в жизни и людей и богов.

В античном Риме, великой столице, в которой жили люди со всей империи, цветы продавались по всему городу и были важной частью повседневной жизни. На формы использования цветов большое влияние оказали традиции Древней Греции, однако техники аранжировки были в значительной степени продолжены и улучшены. Благодаря более совершенной технологии выращивания и ввозу из Египта появилось гораздо больше растительного материала, что привело к обильному и почти расточительному использованию цветов. Были особые празднества, такие как Флоралии в честь богини Флоры, когда люди собирались на улицах, делали букеты и венки и шли к ее храму с этими подношениями. Римляне любили красочные цветы, но, больше всего, душистые. Они предпочитали фиалки, гиацинты, маттиолы и, конечно, розы. Розы выращивали на больших территориях, и их даже ввозили из Египта зимой, когда местных роз было мало. Как и в греческой мифологии, роза была символом любви, но здесь, в Риме, стала еще и модным цветком. Позднее, после падения Римской империи, когда христианская церковь обрела могущество, помимо прочего был наложен запрет на пышное и чрезмерное использование цветов. Это рассматривалось как следование символам языческой мифологии и «воровство из Садов Господа». Средние века были темным временем для букета. Но было немного света и в темноте! Под давлением народных традиций и сопротивления догмам церковь признала за различными цветами право на новую религиозную символику. Так белая роза стала символом Девы Марии, а красная — Христа. То, что говорилось под розой — sub rosa — говорилось доверительно, было тайным. Роза, в свое время любимейший цветок античного Рима, теперь стал символом христианской религии! Цветы выращивали в монастырях, использовали в медицинских целях и для украшения. По гобеленам того времени мы узнаем, что цветы и композиции в вазах уже тогда были обычными в обиходе королевских дворов во всей Европе.

В эпоху Ренессанса началось возрождение искусства, в том числе и искусства цветочного дизайна. Влияние церкви уменьшилось, зато возросло значение науки и светской жизни, в частности возрос интерес к цветочной аранжировке, которая перестала быть привилегией монастырей и вошла в быт горожан — от королевских дворов до домов простолюдинов. Из цветов делали венки и гирлянды или просто разбрасывали душистые лепестки для украшения столов.

Именно тогда широко распространился обычай ставить цветы в вазы. Само слово происходит от французского «vase», латинского «vas», что значит «сосуд». С течением времени связанный букет стал постепенно отодвигать венки и гирлянды на задний план. Так именно в это время и произошло рождение букета в том смысле, в каком мы сейчас это понимаем. Европейцы открывали новые континенты и привозили с собой помимо прочего и новые незнакомые растения. Особенный интерес вызывал тогда подсолнечник. В моде были пышные роскошные цветочные аранжировки, которые часто делали трехцветными. Самые великолепные и ценные цветы ставили вверху, а менее важные и меньшие по размеру — внизу.

Букеты последующих десятилетий часто являются предметом обсуждения, но на самом деле это были более или менее свободно расположенные в сосудах и вазах цветы, то, что мы сегодня назвали бы композициями. Но в конце XVII-ro и в XVIII-OM веке (эпоха Барокко и Рококо) — когда много великолепных и экзотических цветов, таких как орхидеи, китайские розы, пионы и тюльпаны, попали в Европу — ботаника стала популярной. Во многих странах Европы распространяется страстная любовь к рябчикам, гиацинтам и, прежде всего, к тюльпанам. Тюльпаны в то время были не только объектом восхищения, но и предметом финансовых спекуляций, которые можно сравнить с современной игрой на бирже. В стиле эпохи Барокко, который был более помпезным и «мужским», чем стиль Рококо, предпочтение отдавалось роскошному материалу и ярким краскам, выставлялось на показ могущество и богатство. Это подчеркивалось и с помощью предметов, вызывавших тогда восхищение, таких, как новые тропические фрукты, экзотические птицы, бабочки и другие редкости.

В эпоху Рококо, более «женственную», изящную и светлую, стиль определяли королевские дворы, в особенности французский. Вошли в моду маленькие букетики, которые можно было держать в руке: они были изящными, легкими, собирались круглыми, куполообразными и украшались манжетками из кружева или бумаги. Эксклюзивные букеты вставлялись в специальный держатель из серебра или какого-либо другого ценного материала. Использовались самые разнообразные цветы, наиболее популярными были розы, гвоздики, мирт, фуксия и цветки цитрусовых. Еще более изящными были букеты для декольте платьев: часто специально для букета в платье вшивалась стеклянная вазочка. Особым букетом был букет с сильным запахом, использовавшийся при церемонии одевания, существовавшей среди самых богатых и знатных. Среди других популярных букетов был букет Помпадур: он был очень изящен, более свободно связан и обычно снабжался манжеткой из бумаги или кружев на подкладке, чтобы его можно было легко положить. И, наконец, был букет Котильон, названный так по танцу котильон, «цветочному танцу»: приглашая даму на этот танец, кавалер преподносил ей маленький букетик.

В течение первой половины XIX века, в эпоху Ампира и массовой индустриализации, цветочное ремесло тоже сделало большой шаг вперед. В большинстве больших городов Европы появились цветочные рынки и первые цветочные магазины. (До этого цветы продавали практически только на рынках). Первый известный цветочный магазин был открыт в Париже некой мадам Prevost. Она и два ее сотрудника стали знаменитыми благодаря своим букетам, которые предназначались не на один вечер, а сохранялись в вазе в течение 3-4 дней. Эти букеты собирались из цветов, каждый из которых укреплялся проволокой. Цветы в букете комбинировались по желанию покупателя и связывались так, что все стебли могли стоять в воде. До этого самым обычным букетом был букет на соломе, в котором каждый цветок помещался в солому, а затем все цветы связывались вместе в букет и солому обматывали лентами. Такой букет не предназначался для того, чтобы его ставили в воду. Следующим, действительно большим новшеством в цветочном искусстве был букет в стиле Бидермайер: круглый куполообразный или слегка конусообразный букет, в котором цветы располагались концентрическими окружностями строго по цвету и материалу. Этот букет родился в Германии в эпоху стиля Бидермайер, распространился по всей Европе и позднее был назван в честь этого стиля. Весь материал, цветы и зелень ставились на проволоку, а затем, начиная от центра и далее вниз, связывались таким образом, что получались круги. Все стебли располагались либо параллельно, либо полностью произвольно. Спиральная сборка букета была тогда еще неизвестна. Букеты бидермайер были разного размера и формы.

Во второй половине XIX века, в период Романтизма, цветы снова стали предметом восхищения, что привело к разнообразию вариантов аранжировок. В основном, букеты стали выше, крупнее, стебли ничем не закрывались, чему возможно способствовало улучшение качества цветов и лучший уход за ними. По всей Европе появились фешенебельные цветочные магазины, которые обслуживали богатых и успешных. Цветы в моде! Формы и размеры букета становились все более и более современными, стебли цветов изгибали и располагали с помощью проволоки так, как того хотел флорист. Но проявлялась и тенденция интереса к аранжировкам, где цветы на длинных стеблях располагались бы как можно более естественно, часто цветы располагали наклонно и ставили на однотонный фон. Сейчас такой букет назвали бы просто плохо собранным. Это был период романтизма, поэтому была важна не только красота цветов, но и их символический язык! Букеты создавались, чтобы выражать чувства, которые было сложно передать открыто или для того, чтобы просто усилить сообщение. По всей Европе публиковалось множество книг, написанных на эту тему. Интересно, что символика цветов в разных странах не совпадала и могла противоречить друг другу. Наиболее распространенными в языке цветов были следующие понятия:

Фиалки (Viola) — возьми меня с собой!

Ландыш (Convallaria) — я уже давно тайно люблю тебя!

Нарцисс (Narcissus) — ты слишком самодоволен!

Самшит (Buxus) — я хочу быть верным тебе навсегда!

Крапива (Urtica) — как ты можешь быть так жесток?

Легко можно представить себе, что букеты действительно передавали сложные любовные послания.

Еще одной интересной формой букетов был макартовский букет, особенно популярный в Австрии и Германии и названный в честь художника Ганса Макарта. Он рисовал эти типично салонные букеты, собиравшиеся в веерной форме из сухого материала, такого, как цветы, препарированные листья, пампасская трава и листья финиковой пальмы. Позднее их стали называть «пылесборниками».

На рубеже XX века ремесло флористики стало быстро развиваться, открывалось множество новых магазинов для удовлетворения спроса жителей растущих городов. Чем сильнее отдалялись люди от природы, и чем больше увеличивалось их благосостояние, тем больше становилась и их потребность в цветах. Благодаря совершенствующейся технике выращивания и импорту с Ривьеры появился более широкий выбор растений, и улучшилось их качество. В это время флористика из простого ремесла превращается в профессию, которой надо учиться, и возникает система профессионального обучения для флористов, а проводящиеся выставки и конкурсы способствуют развитию флористики на более высоком уровне. Букет становится доступной роскошью для людей всех классов. Новые материалы способствуют тому, что букеты увеличиваются в размерах и выглядят более эффектно, но только в начале 20-х годов появляется техника спирального букета, а это вместе с повышающимся качеством цветов приводит к тому, что и, необходимость в укреплении на проволоке каждого цветка отпадает. Развиваются все новые и новые техники сборки букета. Иногда начинали с центра и добавляли по одному цветку, иногда собирали все цветы вместе одновременно. Первый способ использовали для дорогих букетов, так как он позволял лучше контролировать сборку.

В начале века интерес к букетам, выглядящим естественно, был большим. Много различных садовых и дикорастущих цветов, таких как пионы, флоксы, садовые розы, травы и листья собирались в форме открытого конуса. Еще одной широко распространенной и любимой формой букета был пирамидальный букет. Он выглядел более открытым и непринужденным. Наряду с модой на декоративные, естественно выглядящие букеты из различных цветов, собирали и классические букеты из цветов только одного вида, например из роз или гвоздик с зеленью. Эти букеты могли быть рыхлыми и динамичными, или сравнительно строгими и статичными. Часто цветы во многих из них «смотрели» вперед, так, что букеты имели явную переднюю и заднюю сторону. Такая форма букета продержалась до конца 60-х годов, а затем в моду вошли другие стили.

На протяжение всей этой истории появлялось много вариантов букета декоративного стиля. И только 70-е годы ознаменовались появлением форма-линейного и вегетативного стилей. В целом, можно сказать, что букеты стали вдохновеннее и виртуознее. Как ясно из самого названия, в форма-линейном стиле речь идет о форме цветов и листьев и линиях стеблей и веток, и, прежде всего, о контрасте между ними. Именно этой преднамеренной игрой разным материалом, цветом и структурами этот стиль совершенно отличается от декоративного. В форма-линейном стиле, так же, как в искусстве икебана, большое значение придается каждому отдельному растению, в то время как в декоративном стиле индивидуальность каждого подчинена общему. Это и появившаяся в конце 80-х годов мода на крашеный или покрытый блестками материал открыли для флористов новые творческие возможности. Вегетативный стиль — это тоже совершенно новый стиль, ориентированный на природу, сезонность, учет формы роста растений и среды их обитания.

Он ни в коем случае не может быть сравним с модными в начале двадцатого века вдохновленными природой, но затейливыми букетами, являющимися лишь вариантами букетов декоративного стиля. В 80-х и 90-х годах в букетах все больше и больше используют прутья, ветки и другой растительный и искусственный материал. Благодаря этому возникает новое направление — транспарентный стиль. Он появился в Германии и лучше всего представлен работами, в которых выразительность стеблей так же важна, как и сами цветы. Возможность создавать работы с использованием ниспадающих, каскадных, перекрещивающихся линий в одном или нескольких направлениях при прозрачности объема восхищала творчески работающих флористов.

В наше время дизайн букетов становится все более и более индивидуальным, в них часто присутствует смесь стилей, аксессуаров и материалов, а главным становится не слепое следование правилам стиля, а создание определенного впечатления. Оглядываясь назад, мы теперь видим, как использование цветов менялось в зависимости от исторической эпохи и от постоянно увеличивающегося круга потребителей. Как и многое другое, флористика очень медленно развивалась до начала XX века, потом начался ее бурный рост. С конца XX века по настоящее время происходили постоянные изменения, отражающие темп современной жизни. Заново и по-разному использовали и используют стили и формы. Но сейчас во флористике, как и в любом творчестве, мы ищем отражение собственной личности! Зная историю и имея на сегодняшний день фантастический выбор, а также отличное качество цветов и другого доступного материала, творчески работающий флорист очень хорошо «вооружен» для того, чтобы проявить свой талант и фантазию и точно передать то, что хочет отразить в букете клиент. Букеты — это гораздо больше, чем просто красиво собранные вместе цветы. Они могут передавать наши чувства.

www.magenta.prom.u
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо.
Комментарии (0)  Распечатать
 
Добавление комментария